Что
могут сделать родители?
|
Прежде всего, не считайте ребенка
"избалованным", "испорченным" ("Кто же из него
вырастет, если он уже сейчас такой?!"), помните о том, что это
естественный этап его развития.
|
|
Наберитесь
терпения, вооружитесь специальными приемами и помогите ему благополучно
пройти через этот период.
|
Основные
проявления кризиса
|
Негативизм. Ребенок категорически
отказывается делать то, о чем его просят, или делает наоборот, прямо
противоположное тому, что ему сказано. При этом он дает негативную реакцию не
на само действие, а на требование или просьбу определенного взрослого.
|
|
Упрямство и строптивость. Ребенок упорно настаивает на чем-то, даже на том, чего ему не
так уж сильно хочется или давно расхотелось. Его строптивость направлена не
против конкретного взрослого, а против сложившейся в раннем детстве системы
отношений. Он недоволен всем, что ему предлагают или что делают другие.
|
|
Своеволие. Ребенок хочет делать все сам, стремится к самостоятельности
во всем. Это стремление часто не соответствует возможностям ребенка и
вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
|
|
Обесценивание. Обесценивается то,
что было привычно, интересно, дорого раньше — старые правила поведения,
старые привязанности к вещам.
|
|
Протест-бунт и деспотизм проявляются в частых ссорах с родителями. Ребенок стремится
диктовать всем свою волю, он как бы находится в состоянии войны с
окружающими. Если в семье несколько детей, то обычно возникает ревность
— нетерпимое отношение к другим детям.
|
Все эти симптомы
свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к
самому себе, и он нуждается в изменении отношения к нему со стороны родителей.
Не стоит пугаться остроты протекания кризиса, яркие кризисные проявления
говорят о том, что у ребенка сложились предпосылки для дальнейшего развития:
происходит отделение от взрослого, он начинает выделять себя как отдельного
человека, проявлять самостоятельность.
Признаки кризиса могут начать
проявляться в разное время и с разной интенсивностью. В поведении одних детей
они возникают уже в возрасте полутора лет, у других «волевое противостояние» с
родителями отодвигается к четырем годам. Тем не менее через кризис в том или
ином виде проходят все дети.
Как помочь ребенку благополучно выйти из кризиса?
Вызывающее поведение ребенка
можно рассматривать как некое приглашение, призыв к родителям упорядочить его
мир, показать ему своей реакцией, что на самом деле важно, а что нет. Ребенку
нужна твердость вашей позиции, но не меньше
нужна и помощь в освоении правил, в их
принятии.
|
Постарайтесь увидеть позитивные стороны
проявлений кризиса: упрямство — это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка
качества; капризность — демонстрация собственной значимости для
других, ощущение своего Я; эгоизм — проявление чувства собственного достоинства и т.п., вам будет
легче принять происходящие в ребенке изменения.
|
|
Продумайте стратегию поведения по отношению
к ребенку: когда и на чем настаивать, с чем в его поведении мириться, и
запишите все свои требования. Вспомните
про светофор: красный цвет — строгий запрет, желтый — иногда можно проехать,
но в основном «стоп», зеленый — движение без ограничений. Подумайте, куда
отнести то или иное требование. Например, требование ложиться спать в 21.00 -
жесткое или возможны послабления в зависимости от ситуации? Важно решить,
чего именно вы будете требовать строго, а где пойдете на уступки без
внутреннего сопротивления.
|
|
Будьте настойчивы и последовательны. Если вы
сказали "нет'', не меняйте позиции.
|
|
Не
придавайте большого значения упрямству и капризности. Обычно пик упрямства
приходится на возраст 2,5—3 года. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки, но
девочки капризничают чаще, чем мальчики. В кризисный период приступы
упрямства и капризности могут случаться у детей по 5 раз в день, а у
некоторых и чаще.
|
|
Примите к сведению приступ капризности, но
не очень волнуйтесь за ребенка. Оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать,
что вы его понимаете.
|
|
Не пытайтесь в это время что-либо внушать
ребенку — это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его
взбудоражат.
|
|
Не сдавайтесь, даже когда приступ у ребёнка
протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно — взять его
за руку и увести. Капризность требует зрителей, не привлекайте посторонних:
«Посмотрите, какая плохая девочка!» Ребенку только этого и нужно.
|
|
Постарайтесь
переключить внимание ребенка: «А что это там за окном воробьи делают?» —
подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится. Хорошо,
если у вас в запасе есть много способов «перехитрить» ребенка, добиться от
него выполнения желаемого, не вступая с ним в открытое столкновение.
|
|
Переключение сработает быстрее, если ребенок
услышит в вашей интонации искренний интерес: «Давай играть в
"Наоборот": я тебе скажу - не ешь суп, а ты будешь меня не
слушаться; а я на тебя как будто сердиться».
|
|
Искусству ладить с ребенком необходимо
учиться, и здесь вам помогут фантазия и юмор.
|
Чем больше идей в запасе,
тем проще выбрать наиболее подходящий вариант реагирования на капризы ребенка.
|