Прежде всего необходимо, чтобы у ребенка:
- достигли определенной степени зрелости
различные структуры головного мозга;
- правильно и координированно работали голосовые
и дыхательные системы, органы артикуляции;
- были достаточно развиты слух и зрение,
двигательные навыки, эмоции;
- формировалась потребность в общении.
Овладение речевой деятельностью предполагает:
- способность говорить;
- способность понимать сказанное.
Речь в своем развитии проходит определенные этапы.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ
Очень важно уже с первых дней рождения ребенка все
время говорить с ним, интонацией и ритмом выражать свое отношение,
подкреплять речь улыбкой, хвалить его. Эмоционально насыщенная речь
(интонация, паузы, сопровождение речи мимикой и движениями головы, рук и
т.д.) доступнее пониманию ребенка, способствует более полноценному развитию
малыша.
Ребенок заражается Вашей речевой и эмоциональной
активностью, стремится подражать Вам.
Изоляция ребенка, дефицит эмоциональных контактов
может порождать задержку в развитии и изменения личности.
Основания для беспокойства: Ребенок не реагирует на
звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; у него отмечаются
недостаточная интонационная выразительность, немодулированность крика,
отсутствие подготовительного кряхтенья перед криком, однообразное гуление,
отсутствие смеха; не формируется избирательное внимание к речи окружающих.
7-10 МЕСЯЦЕВ
Ребенок вступает в общение со взрослым и начинает
исследовать различные предметы, включая собственные конечности. Формируется
имитационное подражание звучащей речи: тон, ритм, темп, мелодика, интонация.
На 7-8-м месяце ребенок понимает многие слова, узнает названия некоторых предметов,
которые ему показывают. Развивается отраженный лепет - повторение за взрослым
и самолепет - собственная речевая активность. С 9 месяцев ребенок начинает
понимать простые словесные инструкции, дополненные жестами. В 8-9 месяцев
интенсивно развивается понимание речи, возрастает стремление контактировать
со взрослым, активно используя игрушки.
Основания для беспокойства: отсутствие или
рудиментарность лепета (нет повторения за взрослым), невыполнение простых
словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.
10-12 МЕСЯЦЕВ
Основания для беспокойства: ребенок не реагирует на
свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов (би-би, ав-ав, бах, дай и др).
1-3 ГОДА
После года развитие речи идет стремительно.
Возрастает потребность ребенка в речевом общении. У малыша появляется желание
не только узнать, что это за предмет, но и что с ним можно делать, для чего
он нужен. Если взрослые не поддерживают обращений ребенка, то заглушается
потребность в общении, задерживается развитие активной речи.
Основания для беспокойства: стойкое и длительное по
времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая
остановка может быть при нормальном развитии речи, но не далее полугода после
появления первых трех-пяти слов.) При появлении речевого подражания ребенок,
как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его,
использует аморфные слова. Например: дека - девочка, пику - купи, пэха -
хлеб.
Ребенок не строит из накопленных слов предложений.
Не появляются глаголы.
Ребенок строит предложения, но их грамматическое
оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет - я не хочу.
В возрасте 3 лет не говорит о себе в первом лице (не
пользуется местоимением "я").
Во время речи кончик языка высовывается между
зубами. Звуки произносятся с "хлюпаньем", имеют носовой оттенок.
4-5 ЛЕТ
Основания для беспокойства: у ребенка ограничен
бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать
предметы по общему признаку, одним словом: овощи, ягоды, деревья, мебель и
т.д.; затрудняется заменить слово синонимом: собака-пес, пачкать-грязнить,
смотреть-глядеть и т.д.; подобрать к слову антоним: холодный-горячий,
улыбаться-хмуриться и т.д. Ребенок неактивен в речевом общении. Он не может
связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки,
искажает слоговую структуру слов (пропускает или переставляет слоги в
словах).
5-6 ЛЕТ
К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает:
- самостоятельной монологической речью, умением
поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать на них);
- звуковой формой слов;
- значением слов;
- грамматическим строем речи.
Помимо правильного внешнего оформления, высказывание
должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным.
У ребенка должна быть сформирована не только
разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи - чтению
и письму.
ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
- Нарушение звукопроизношения: неправильное
артикулирование звуков, пропуски, замена звуков.
- Нарушение слоговой структуры слова.
- Лексические недостатки: бедный словарный запас,
непонимание значение и смысла слов.
- Неправильное грамматическое оформления
высказывания.
- Нарушение связного высказывания (развертывания,
прогнозирования, высказывания).
- Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в
голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, нарушение
выразительных средств устной речи.
- Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или
замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в
речи, скандирование (послоговое произнесение) слов.
Отклонения в развитии речи могут проявляться в
нарушении способности как говорить, так и понимать.
Расстройства речи могут проявляться изолированно и в
различных комбинациях.
Особую группу составляют дети с нарушениями слуха.
Для диагностирования их состояния понадобится сделать ребенку аудиограмму,
получить консультацию у отоларинголога, сурдопедагога.
ЛИТЕРАТУРА
Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко. Ребенок плохо
говорит? Почему? Что делать? М., 2001.
|