Развитие
речи детей 4 года жизни
На четвертом году жизни дети начинают высказывать простейшие суждения
о предметах и явлениях окружающей их действительности, устанавливать
зависимость между ними, делать умозаключения. Однако в общем речевом развитии у
детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в 3 года хорошо
владеют речью, у других она еще далека от совершенства.
К концу четвертого года жизни словарный запас ребенка достигает 1500-2000 слов. Разнообразней становится словарь и в
качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и
глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия,
появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие
на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый,
хороший. К концу года дети используют в своей речи притяжательные
местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (мамина
чашка, папин стул). Однако ребенок еще не пользуется собирательными
существительными – одежда, овощи, фрукты, мебель.
Одновременно с обогащением
словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы
взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех
и более слов. В его речи преобладают простые распространенные предложения, но
появляются и сложные.
Повышенный интерес к
звуковой стороне слова помогает ребенку изменять слова по аналогии с
другими. Однако часто встречаются грамматические ошибки: неправильно
согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными,
неправильно употребляют падежные окончания («Мама окны моет»); при образовании
родительного падежа сущ-х мн. Числа отмечается влияние окончания
-ов, - ев на другие склонения (дом – домов, ручка – ручков).
На четвертом году жизни
происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся
более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков
(языка, губ, нижней челюсти). Так, укрепление мышц кончика и спинки языка
способствует правильному произношению (без смягчения) твердых согласных:
санки вместо «сянки». Дети все чаще начинают верно произносить слова со
стечением 2-3 согласных, становится возможным употребление более сложных по
слоговой структуре слов.
Со стороны произношения отмечается
появление многих звуков. Большинство детей правильно произносят такие сложные
для усвоения звуки, как Ы, Э, Х, приближаются к норме и более четко произносят
свистящие звуки, появляется звук Ц. У некоторых детей появляются звуки позднего
онтогенеза (звуки Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р), но, как правило, большинство детей
заменяют звук Ш звуком С, Ж – З, Ч – Ц, Щ – С или Сь. Сонорные звуки Р,
Рь, Л дети заменяют звуком Й или Ль.
У детей
четвертого года жизни следует уточнять и закреплять
правильное произношение звуков: м, мь, п, пь, б, бь, т, ть, д, дь, н, нь, к,
кь, г, гь, х, хь, й, ф, фь, в, вь, с, сь, з, зь, ц. Необходимо
вырабатывать четкое и внятное произнесение слов и фраз, развивать слуховое
внимание, речевой слух, голосовой аппарат. Взрослые предлагают ребенку
отчетливо называть игрушки, животных, предметы изображенные на картинках, четко
произносить звуки в звукоподражаниях (динь-дон, пи-пи-пи, ку-ку, мяу, бом,
но-но), слова в потешках, считалках, стихах, загадках, диалогах,
инсценировках.
Для развития слухового
внимания предлагают различать неречевые звуки (постучать карандашом и
пошуршать листом бумаги, привлекают внимание к домашним звукам – это шумит
холодильник, это стиральная машина, пылесос, телефон, фен; к уличным звукам –
это капает дождь, это проехала машина, летит самолет..), определять источник и
направление звука (поиграть в жмурки со звучащей игрушкой). Детей учат
различать речевые звуки - дифференцировать звукоподражания
(«би-би-би» – гудит машина, «пи-пи-пи» - пищит мышка),
отличать голоса разной громкости (тихо мяучит котенок, громко мяукает кошка).
|